ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА
1.Краткие сведения о схеме и конструкции вертолета
В |
ертолет Ми-2 (рис. 1) построен по одновинтовой схеме с рулевым (хвостовым) винтом (РВ), предназначенным для путевого управления и уравновешивания реактивного момента несущего винта (НВ).
Конструктивно вертолет представляет собой клепаную, клеесварную цельнометаллическую конструкцию обтекаемой формы с двумя газотурбинными двигателями ГТД-350 конструкции С. П. Изотова.
Вертолет МИ-2 является многоцелевым и выпускается в следующих вариантах:
транспортно-санитарном, предусматривающем перевозку четырех больных на носилках и одного сопровождающего медработника (санитарный вариант) и восьми человек или 700 кГ груза (транспортный вариант). Кроме того, вертолет оборудован внешней грузовой подвеской, позволяющей перевозить грузы весом до 800 кГ, а также стрелой с лебедкой грузоподъемностью до 120 кГ, с помощью которой можно выполнять спасательные работы на режиме висения над землей или над водой;
пассажирском — для перевозки четырех-пяти пассажиров и багажа на расстояние до 280 км, для восьми пассажиров на расстояние до 190 км. Вертолет в пассажирском варианте имеет комфортабельную светлую кабину со звукоизоляцией, с мягкими сиденьями и другое бытовое оборудование;
сельскохозяйственном — для выполнения работ в сельском хозяйстве по обработке с воздуха полей, садов и лесов жидкими или сыпучими химикатами широкого назначения;
учебно-тренировочном, отличающемся от транспортно-санитарного варианта тем, что в кабине устанавливается двойное (дублированное) управление рулевым винтом (педали), циклическим шагом несущего винта (ручка циклического шага) и общим шагом несущего винта (ручка «шаг-газ»).
Для полетов на дальнее расстояние на вертолете устанавливаются два подвесных топливных бака, вес топлива в которых входит в полезную нагрузку. Такой вариант вертолета называется перегоночным:
Рис. 1. Общий вид вертолета Ми-2 |
Переоборудование вертолета Мдг-2 из одного варианта в другой не требует большой затраты времени и может быть произведено в полевых условиях.
‘ Вертолет Ми-2 ростоит из следующих основных элементов: фюзеляжа с хвостовой и. концевой балками и управляемым стабилизатором, силовой (двигательной) установки, несущего и рулевого (хвостового) винтов, трансмиссии, системы управления, трехопорного шасси и предохранительной хвостовой опоры/аэронавигационного оборудования, электрооборудования, радиооборудования и вспомогательного оборудования.
Фюзеляж вертолета Состоит из носовой и центральной части, хвостовой и концевой балок (рис. 2).
В носовой части фюзеляжа находится кабина пилота, в центральной*— грузопассажирская кабина. Вместе они составляют кабину вертолета. Вход в кабину осуществляется через переднюю дверь, расположенную справа в носовой части фюзеляжа, и заднюю дверь, расположенную слева сзади центральной части фюзеляжа. Передняя дверь имеет механизм аварийного сброса и стопор замка, управляемый изнутри кабины. Задняя дверь имеет замок под ключ и, кроме того, — дополнительный замок, предназначенный для предупреждения случайного открывания двери в полете. Слева в носовой части фюзеляжа располагается сдвижной блистер, который также имеет механизм аварийного сброса на случай покидания вертолета в воздухе.
Внутри носовой части фюзеляжа слева располагается сиденье для пилота, а справа от него может устанавливаться съемное сиденье для непостоянного члена экипажа или пассажира. Здесь установлены приборные доски, пульты управления, злектрощитки и командные рычаги управления.
В центре кабины на контейнере топливного бака установлен’диван с общей спинкой для шести пассажиров —три пассажира сидят по полету, три — против полета. Сзади справа у шпангоута № 9Ф устанавливается восьмое сиденье для пассажира, а в санитарном варианте — столик и сиденье для медработника.
За шпангоутом № 9 в обтекателе фюзеляжа образован радиоотсек, доступ в который осуществляется через дверцу в стенке этого шпангоута. Спереди в носовой части фюзеляжа имеется контейнер, закрываемый крышкой. В контейнере устанавливаются две аккумуляторные батареи 12-САМ-28.
Носовая часть фюзеляжа спереди, снизу и с боковых сторон имеет остекление, улучшающее обзор из кабины пилота.
Центральная часть фюзеляжа типа полумонокок выполнена из набора шпангоутов, стрингеров, балок и работающей обшивки. Центральная часть фюзеляжа с обоих бортов имеет квадратные окна, одно из которых установлено в задней входной двери.
Хвостовая балка типа полумонокок выполнена из каркаса и работающей обшивки. Присоединяется хвостовая балка к центральной части фюзеляжа с помощью болтов. Над хвостовой балкой проходит хвостовой вал трансмиссии, закрытый легкосъемным кожухом. Параллельно валу проходят тросы управления рулевым винтом и стабилизатором! На балке устанавливаются стабилизатор, хвостовая опора и ацтенны радиостанций.
Концевая балка типа монокок присоединяется к промежуточному редуктору ПР-2, который в свою очередь присоединен к переходнику хвостовой балки. Соединение выполнено на болтах. На фланце концевой балки установлен хвостовой редуктор ХР-2 со светосигнальным маяком и рулевым винтом.
Над кабиной вертолета расположены два газотурбинных двигателя ГТД-350, главный редуктор ВР-2, агрегаты гидравлической, противопожарной, противообледенительной, масляных систем и другое оборудование. Такое расположение двигателей, систем и агрегатов позволило значительно увеличить объем грузопассажирской кабины.
На вертолете установлено трехопорное шасси, включающее две главные (основные) ноги и переднюю ногу. Кроме того, имеется хвостовая опора. Ноги шасси и хвостовая опора не убираются в полете. Все ноги шасси и хвостовая опора имеют жидкостно-газовые амортизаторы. Амортизаторы главных ног имеют демпферы для предотвращения и гашения колебаний типа земной резонанс. Колеса главных ног шасси имеют тормоза, управляемые от воздушной системы. Колеса передней ноги шасси — спаренные, ориентирующиеся при рулении. Хвостовая опора имеет сменную текстолитовую няту. Стойки главных ног шасси и хвостовая опора — пирамидального типа.
Трансмиссия вертолета предназначена для передачи мощности двигателей на несущий и рулевой винты с требуемым числом оборотов.
Рис. 2. Компоновочная схема вертолета Ми-2: / — аккумуляторный отсек; 2— переднее обогреваемое стекло; 3 — отсек двигателей; 4 — вентиляторная установка; 5 — главный редуктор; 6—автомат перекоса; 7 — несущий винт; 8 — кожух хвостового вала трансмиссии; 9 — хвостовой вал г трансмиссии; 10 — промежуточный редуктор; 11 — рулевой винт; 12 — хвостовой редуктор; 13 — концевая балка; 14 — стабилизатор; 15 — хвостовая опора; 16 — хвостовая балка; 17 — радиоотсек; 18 — заднее сиденье пассажира; 19 — ферма левой главной ноги шасси; 20 — диван пассажиров; 21 — сиденье пилота; 22 — передняя нога шасси |
Трансмиссия состоит из трех (главного промежуточного и хвостового) редукторов, двух главных валов, вала хвостовой трансмиссии и тормоза несущего винта. Главный редуктор ВР-2 установлен на плите над потолочной панелью кабины и обеспечивает понижение оборотов на несущий винт и передачу на хвостовой вал. На главном редукторе установлен автомат перекоса, несущий винт, ‘вентиляторная установка, гидроблок ГБ-2, генератор переменного тока ГО-16ПЧ8, авиационный компрессор АК-50М1Г, тормоз несущего винта, агрегаты зажигания и датчики.
Крутящий момент от двигателей к главному редуктору передается через главные валы. Главные валы имеют универсальные шарниры и скользящие шлицевые соединения, позволяющие компенсировать возможные угловые и линейные перемещения между двигателями и главным редуктором.
Промежуточный редуктор ПР-2 изменяет только направление хвостовой трансмиссии на угол 30° в соответствии с изгибом хвостовой балки. Направление вращения и число оборотов в промежуточном редукторе не изменяются.
Хвостовой редуктор, на ведомом валу которого установлен рулевой винт, обеспечивает изменение направления оси вала и необходимое понижение оборотов винта. Хвостовой редуктор имеет механизм изменения шага рулевого вшпа.
Хвостовой и концевой валы имеют универсальные шарниры и шлицевые скользящие соединения для компенсации возможных перекосов и линейных перемещений при работе трансмиссии.
Несущий винт состоит из втулки и трех лопастей. Каждая лопасть присоединяется к втулке через три шарнира: горизонтальный, вертикальный и осевой. На вертикальных шарнирах установлены гидравлические демпферы.
Лопасти несущего винта — цельнометаллические, прямоугольной формы в плане. На лопастях установлены электронагревательные элементы, служащие для предупреждения и устранения обледенения лопастей в полете. Противообледенительные устройства лопастей питаются от генератора переменного тока через специальный токосъемник, установленный на втулке несущего винта. Начало обледенения лопастей сигнализируется датчиком, установленным во входном патрубке вентилятора, и система противообледенения включается автоматически, но может быть при необходимости включена пилотом вручную. Лопасть имеет визуальный сигнализатор давления воздуха в лонжероне.
Рулевой винт двухлопастный, толкающий, изменяемого шага. Он служит для уравновешивания реактивного момента несущего винта и для управления. Винт приводится во вращение через трансмиссию от двигателей через главный и промежуточный редуктор, а на режиме са- мовращения — через ту же трансмиссию от несущего винта. В этом случае рулевой винт становится тянущим.
Лопасти рулевого винта цельнометаллические, присоединяются к втулке посредством осевых шарниров и одного общего горизонтального шарнира. Лопасти рулевого винта имеют такое же противообледени — тельное устройство, как и лопасти несущего винта. Для подачи электрического тока на противообледенительное, устройство лопастей рулевого винта на ХР-2 установлен свой токосъемник.
Управление вертолетом осуществляется путем изменения величины и направления силы тяги несущего винта и изменения величины силы тяги рулевого винта. Кроме того, в систему управления вертолетом входит управляемый стабилизатор, связанный с системой управления общим шагом несущего винта.
В продольно-поперечное управление и управление общим шагом несущего винта включены гидроусилители, работающие от гидросистемы.
Гидроусилители работают по принципу следящей системы и воспринимают на себя все нагрузки в управлении.
В систему продольного и поперечного управления также включены загрузочные механизмы, создающие необходимый градиент усилий на ручке циклического шага и позволяющие уравновешивать эти усилия на установившихся режимах полета.
Конструктивно управление вертолетом сведено к следующим органам управления: ручке циклического шага (продольное и поперечное управление), ручке объединенного управления («шаг-газ» — стабилизатор), педалям путевого управления и электрическим переключателям управления загрузочными механизмами.
На вертолете установлены: противопожарная система двигателей и главного редуктора с первой автоматической очередью включения и двумя принудительными очередями включения; воздушная система для управления тормозами колес ног шасси и сельскохозяйственной аппаратурой; система отопления и вентиляции кабины; топливная система двигателей, основной мягкий бак которой размещается в отсеке пола кабины; две маслосистемы двигателей и внешняя маслосистема главного редуктора ВР-2.
Для обеспечения полета вертолета на дальние расстояния по бортам его устанавливаются два подвесных топливных бака.
В сельскохозяйственном варианте на вертолете по бортам фюзеляжа устанавливаются баки с патрубками для распыла порошкообразных химикатов или баки со штангами, оборудованными форсунками для разбрызгивания жидких химикатов.
Оборудование вертолета разделяется на приборное оборудование, электрооборудование, радиооборудование и вспомогательное оборудование.
Приборное оборудование состоит из группы аэронавигационных приборов и группы приборов, контролирующих работу двигателей, трансмиссии, управления и систем. Все приборное оборудование расположено на приборной доске и верхних электропультах в кабине пилота.
Электрооборудование вертолета предназначено для освещения, сигнализации, дистанционного управления различными механизмами, а также для питания потребителей. Электрооборудование разделяется на систему постоянного тока и систему переменного тока.
Источниками питания постоянного тока являются два стартер-генератора и две аккумуляторные батареи 12-САМ-28.
Источником переменного тока является однофазный генератор ГО-16ПЧ8.
На вертолете установлено следующее радиооборудование: командная радиостанция Р-860; связная коротковолновая станция Р-842; радиокомпас АРК-9; радиовысотомер РВ-УМ; самолетное переговорное устройство СПУ-7; система опознавания — изделие 020м.
— Установленное электро-, радио — и приборное оборудование позволяет эксплуатировать вертолет в сложных метеорологических условиях как днем, так и ночью.